Конференция 2024 — ТРЕТЬЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ: проблемы, решения, перспективы»

Конференция 2024

ИТОГИ
Третьей Международной научно-технической конференции «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ: проблемы, решения, перспективы»

Завершилась Третья Международная научно-техническая конференция «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ: проблемы, решения, перспективы», организованная Министерством транспорта Республики Узбекистан, Ташкентским государственным транспортным университетом и Научно-исследовательским центром железнодорожного транспорта.
В работе конференции в Ташкентском государственном транспортном университете в период 17-20 апреля 2024 приняли участие представители 15 стран: Азербайджана, Беларуси, Германии, Грузии, Казахстана, Китая, Кувейта, Таджикистана, Турции, России, Саудовской Аравии, Франции, Чехии, Швейцарии и Узбекистана.
Целью конференции традиционно являлся анализ существующих проблем и поиск эффективных решений при разработке, производстве и создании нового, ремонте и модернизации существующего подвижного состава с учетом перспективных направлений развития отрасли.
В торжественной церемонии открытия конференции в зале «Дружба» с приветственным словом к участникам и гостям мероприятия выступили: Гуламов А.А. – проректор по учебной работе Ташкентского государственного транспортного университета; Абдугафаров И.А. – заместитель министра транспорта Республики Узбекистан; Бороненко Ю.П. – академик РАТ, заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, С. Лу – представитель Ассоциации науки и технологий провинции Чжэцян, Я. Труска – генеральный директор SaZ s.r.o., М. Штёр – региональный директор по маркетингу и продажам СНГ Stadler Rail, Топильская Д.А. – генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ», Сабзиев Э.Н. – исполнительный директор Института систем управления Министерства науки и образования Азербайджанской Республики, Шакенов М.А. – директор департамента безопасности движения АО «НК «Казакстан темир жолы».
После окончания торжественной приветственной части Конференции и совместного фотографирования участников и гостей, на пленарном заседании мероприятия под председательством профессора кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», доктора технических наук, профессора Мансурова Ю.Н. было заслушано 9 важных докладов специалистов железнодорожной отрасли. Расширенным составом оргкомитета, в который включены также представители зарубежных стран, отмечено, что доклады пленарного заседания Конференции соответствуют требованиям мировой науки и достойны опубликования в научных периодических изданиях, входящих в перечень международных баз.
Пленарное заседание конференции началось с доклада руководителя рабочей группы по электронной логистике и цифровым транспортным коридорам в странах Восточного Партнерства и ЦАРЭС, ключевого партнера компании «eTrade&Logistics» – Вирковского В.А. на тему: «Современные подходы к цифровизации международных железнодорожных грузовых перевозок». В докладе представлены приоритетные направления для достижения целей Стратегии 2030, а также принципы построения цифровых транспортных коридоров с учетом международного сотрудничества в области цифровизации безусловно.
В докладе регионального директора по маркетингу и продажам СНГ Stadler Rail – М. Штёра на тему: «Инновации в современных железнодорожных составах» представлена информация о Stadler Rail: заводах, продуктах, сервисе, инновационном подвижном составе и др. Особый интерес вызвало применение в подвижном составе водородных топливных элементов, алюминиевых кузовов, сухих, безмасляных трансформаторов, изоляционных материалов и тройного остекления.
В докладе генерального директора Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» – Топильской Д.А. на тему: «Роль промышленного дизайна в разработке новой техники» представлен анализ дизайн проектов некоторых поездов ТМХ, вызывающих восхищение с позиций их оформления, дизайна, технических возможностей. Проработка и внедрение промышленного дизайна позволили увеличить объем реализации продукции ТМХ.
В докладе Кай Би (CRRC Changchun Railway Vehicles Co., Ltd) на тему: «Комплексные системные решения для подвижного состава на основе интеллектуального рельсового транспорта» коротко приведена информация о компании CRRC Changchun и ее ресурсах. Кроме того, автор ознакомил участников конференции с обширной линейкой продукции компании. Специалисты компании ведут разработки по внедрению беспилотного движения поездов с полной автоматизацией запуска и остановки, работы дверей в аварийных ситуациях без участия персонала поезда с внедрением интеллектуальной обработки аварийных ситуаций.
В докладе генерального директора АО «Научно-внедренческий центр «Вагоны», академика Академии транспорта России, заведующего кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» ФГБОУ ВО Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I – Бороненко Ю. П. на тему: «Эффективность применения алюминиевых сплавов в конструкциях вагонов-хопперов» приведены результаты сравнения грузовых вагонов РФ, США и КНР. Авторы доклада изучили вопрос: «Почему в Северной Америке алюминиевые вагоны выгодны и массово производятся?». Для оценки эффективности применения алюминиевых сплавов, как для собственника вагонов, так для перевозчика, а также для грузоотправителя, авторами проведены исследования вагона-хоппера для перевозки минеральных удобрений модели 19-1299-01 (с осевой нагрузкой 25 тс) производства RM-Rail. Таким образом авторы представили следующие выводы: с учетом стоимости алюминия, у приобретателя вагонов возрастут расходы, однако, применение вагонов с кузовом из алюминиевых сплавов принесет эффект перевозчику, как по сокращению затрат на тягу поездов, так и по затратам на содержание пути, грузоотправитель же сможет получить основную экономию от увеличенной грузоподъемности.
В докладе директора Государственной Лаборатории Центрального Южного Университета Ч. Вана на тему: «Проектирование высокопрочных и гибких легких композиционно сложных сталей для вагоностроения» приведены результаты анализа структур легковесных сталей, а также эффективность их использования в машиностроении.
В докладе заместителя генерального директора по вопросам развития тягового подвижного состава и ВСМ АО «ВНИИЖТ» – Мурзина Р.В. на тему: «Прескриптивная система диагностики электропоезда» описана необходимость прогнозирования предотказного состояния электропоезда посредством прескриптивной системы диагностики. Представлены основы, структура и программно-аппаратный комплекс предлагаемой системы диагностики. Кроме того, разработан план по развитию системы в ближайшем будущем.
В докладе руководителя УМЦ ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора Сачковой О.С. на тему: «Научно обоснованные предложения по обеспечению современных санитарно-гигиенических требований к разрабатываемому подвижному составу» представлены технические требования к перспективному пассажирскому вагону (ковидобезопасный формат перевозок), варианты планировочных решений перспективных вагонов, в том числе и вагона с купе для инвалидов, технико-технологические решения по созданию тягового подвижного состава для сохранения здоровья машинистов. Приведена информация о передвижном консультативно-диагностическом центре (медицинский поезд). Предложены к внедрению технические решения по обеспечению безопасности качества воздушной среды помещений подвижного состава, безопасности системы водоснабжения подвижного состава, безопасности поверхностей санитарно-бытовых помещений подвижного состава, перспективные разработки биореактора для подвижного состава железнодорожного транспорта. Особое внимание уделено требованиям безопасности к современным полимер-содержащим конструкционным и отделочным материалам для подвижного состава.
В докладе учредителя ООО «Первая энергетическая компания» Козоловича С.В. на тему: «Термоабразивная очистка поверхностей и инновационная технология нанесения покрытий для подвижного состава» представлена высокая, по сравнению с аналогами, эффективность установки для очистки поверхности и нанесения металлических покрытий, которая разработана на основе технологии с использованием реактивной силы для высокоэффективной очистки различных изделий и конструкций от ржавчины, старой краски, окалины и последующего нанесения на эти поверхности защитных антикоррозионных покрытий из цинка, алюминия или смеси алюминия с цинком. Приведены преимущества использования, ключевые особенности и производительность предлагаемой установки.
Для ознакомления гостей с вагоностроительными заводами Ташкента были организованы две экскурсии на:

  • АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов» – единственное предприятие Республики Узбекистан, специализирующееся на ремонте, модернизации, переоборудовании, а также производстве пассажирских вагонов;
  • АО «Литейно-механический завод» – предприятие, в номенклатуру готовой продукции которого в настоящее время входит производство грузовых вагонов (крытый вагон, полувагон, вагон-хоппер цементовоз и другие) и широкого ассортимента комплектующих и запасных частей подвижного состава (тележка грузового вагона, рама боковая, надрессорная балка, тяговый хомут и другие).

Во второй день конференции для ученых и специалистов из разных стран были организованы секционные заседания, на которых было заслушано более 30 докладов на актуальные для железнодорожной отрасли темы. Для обеспечения эффективной работы секций, возможности широкого обсуждения докладов, секции были сгруппированы в 3 подразделения.
На заслушивании докладов участников секции 1 «Высокоскоростной электроподвижной состав», секции 2 «Моторвагонный и специальный подвижной состав» и секции 3 «Локомотивы» под председательством заведующего кафедрой «Локомотивы и локомотивное хозяйство», доктора технических наук, профессора Хамидова О.Р. было рассмотрено 10 докладов, посвященных повышению эффективности эксплуатации локомотивов при безусловном обеспечении безопасности движения.
На заслушивании докладов участников секции 4 «Вагоны», секции 5 «Динамика, прочность и надежность подвижного состава» и секции 8 «Материаловедение на транспорте» под председательством заведующего кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство», доктора технических наук, профессора Рахимова Р.В. было рассмотрено 10 докладов, посвященных проблемам и техническим решениям в области динамики, прочности и надежности подвижного состава, а также вопросам применения современных материалов при строительстве вагонов и соответственно их узлов и деталей.
На заслушивании докладов участников секции 6 «Безопасность подвижного состава. Охрана труда и окружающей среды», секции 7 «Цифровая трансформация и социально-экономические системы на транспорте» под председательством руководителя рабочей группы по электронной логистике и цифровым транспортным коридорам в странах Восточного Партнерства и ЦАРЭС, ключевого партнера компании «eTrade&Logistics», PhD, доцента Вирковского В. было рассмотрено 10 докладов, посвященных актуальным вопросам повышения потенциала специалистов в области цифровизации железнодорожных перевозок, рассмотрено влияние международных торгово-транспортных коридоров на социально-экономическое развитие Узбекистана, приведены примеры разработки и внедрения цифровой железнодорожной станции, а также применения систем повышения безопасности пешеходов на основе высокотехнологичных и интеллектуальных решений и др.
В ходе конференции были организованы пространства для В2В-встреч и переговоров по желанию участников с ключевыми лицами коммерческих, государственных и общественных организаций для обсуждения и планирования дальнейших шагов для взаимовыгодного сотрудничества.
По материалам конференции был издан сборник трудов, включающий в себя более 60 статей ученых и специалистов в железнодорожной области.
По итогам конференции для развития железнодорожного транспорта Узбекистана представлены технические рекомендации по производству, ремонту и обслуживанию подвижного состава.
Участники конференции сделали вывод о необходимости продолжения международного сотрудничества в области ее тематики и ежегодной встречи в рамках конференции с целью развития совместного обсуждения комплекса вопросов по развитию железнодорожных коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад».
После завершения работы конференции ее участники и гости были ознакомлены с культурным наследием и историей Узбекистана на примере города Ташкента и древнего государства Хорезм.
В Ташкенте – столице Республики Узбекистан была организована экскурсия на двухэтажном автобусе – «Tashkent City Tour», на которой можно было увидеть Чорсу Базар, Ансамбль Хаст-Имам, Медресе Кукельдаш, Католический Собор Святейшего Сердца Иисуса (Польский Костел), Мечеть Минор, Площадь Независимости, Сквер Амира Тимура и Монумент «Мужество».
В древнем государстве Хорезм (1512-1920, основатель Хан Ильбарс), а именно городе Хива участники поездки были ознакомлены с крепостью Ичан-Кала Минаретом Кальта-Минор, Медресе Мухаммад Амин-хана, Минаретом Ислам-Ходжа, Джума-мечеть, Дворцом Таш-Ховли, Мавзолеем Пахлавана Махмуда, сторожевой башней цитадели Куня-Арк, Медресе Аллакули-хана и другими памятниками. Древняя архитектура, изысканный колорит и величественные постройки произвели неизгладимые впечатления на гостей и участников конференции.