ИТОГИ
Первой Международной научно-технической конференции «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ: проблемы, решения, перспективы»
Завершила свою работу Первая Международная научно-техническая конференция «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ: проблемы, решения, перспективы», организованная Министерством транспорта Республики Узбекистан, Ташкентским государственным транспортным университетом и Научно-исследовательским центром железнодорожного транспорта.
В период с 20-23 апреля 2022 года Ташкентский государственный транспортный университет гостеприимно встречал всех, кто пожелал принять участие в конференции, а именно ученых и специалистов из Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Китая, Латвии, России и из Узбекистана.
Мероприятие высокого уровня определило перспективные направления развития железнодорожного транспорта Республики Узбекистан, систем обслуживания и эксплуатации подвижного состава в Центральной Азии, странах СНГ, железнодорожной магистрали Восток – Запад, Азия – Европа, включая также Великий шелковый путь для повышения эффективности и рентабельности, снижения стоимости железнодорожных перевозок.
На торжественной церемонии открытия в зале «Дружба» Ташкентского государственного транспортного университета ректор вуза Абдурахманов Одил Каландарович поприветствовал гостей и участников конференции и пожелал успехов в развитии железнодорожной отрасли. В приветствии так же приняли участие Муминов Абдусамат Абдувахитович – зам. министра транспорта Республики Узбекистан, Камалов Акмал Сайдакбарович – зам. председателя правления АО «Ўзбекистон темир йўллари», Марис Клейнбергс – председатель правления Латвийской железной дороги, Бороненко Юрий Павлович – заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» ФГБОУ ВО Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, ген. директор АО «НВЦ «Вагоны», академик РАТ, Бабаев Тофиг Али Икром оглы – директор Региональной академии инновационных технологий, Семенов Александр Павлович – ген. директор ООО «Научно-производственный центр промышленных технологий».
После завершения приветственной части Конференции и совместного фотографирования его участников, на пленарном заседании мероприятия было заслушано 10 работ академиков, профессоров, руководителей министерств и ведомств Республики Узбекистан. Расширенным составом оргкомитета, в который включены также представители зарубежных стран, отмечено, что доклады пленарного заседания Конференции соответствуют требованиям мировой науки и достойны опубликования в научных изданиях, входящих в перечень периодических международных баз.
В первый день конференции после завершения пленарного заседания гостям предстояло посетить один из духовных памятников Ташкента – ансамбль Хазрати-Имам(Хаст-Имам), который располагается в глубинке старого города, который пережил сильнейшее землетрясение в 1966 году. Ансамбль был возведен около могилы имама города Ташкента, ученого, знатока Корана и хадисов, одного из первых проповедников ислама в Ташкенте, поэта и ремесленника Хазрати Имама (полное его имя – Абу Бакр ибн Исмаил аль-Каффал аш-Шоший). Согласно историческим источникам он был также мастером по изготовлению замков и ключей за что получил прозвище «Каффаль», что означает «Замочник», владел 72 языками и перевел Ветхий Завет (Тору) на арабский язык.
Комплекс состоит из мечети Тилля-Шейх, Мавзолея Абу-Бакра Каффаля Шаши, медресе Барак-Хана и Исламского института Имама аль-Бухари.
Гости смогли посетить библиотеку, где сосредоточено большое количество восточной рукописной литературы, так же здесь, отдельно, хранится Коран третьего халифа – Османа. Написанный в VIIв., он успел совершить немалое путешествие по множеству стран. Поначалу Коран находился в Медине, потом в Дамаске и Багдаде. Из Багдада в Самарканд Коран был перевезён Тамерланом. В 1869 году Коран Усмана был вывезен в Санкт-Петербург, где доказали его подлинность. Оттуда Коран передали в Уфу, а уже после этого Коран Усмана был перевезен в Ташкент. Эта древняя священная книга имеет достаточно большой размер и включает в себя 353 пергаментных листа. Коран Усмана, хранящийся в Ташкенте, является единственной из сохранившихся оригинальной рукописью Корана. Об этом свидетельствует сертификат, выданный Международной организацией ЮНЕСКО 28 августа 2000 года.
Во второй день конференции для достижения основной цели, работа МНТК была разделена на 7 секций (направлений):
1. Высокоскоростной электроподвижной состав;
2. Моторвагонный и специальный подвижной состав;
3. Локомотивы;
4. Вагоны;
5. Динамика, прочность и надежность подвижного состава;
6. Безопасность подвижного состава. Охрана труда и окружающей среды;
7. Цифровая трансформация и социально-экономические системы на транспорте.
Для обеспечения эффективной работы секций, возможности широкого обсуждения докладов, секции были сгруппированы в 4 подразделения.
Всего по подразделениям на конференцию были представлены 79 работ. При оценке докладов во внимание были приняты критерии актуальности, практической направленности результатов и их ценность, научная новизна, наличие ОИС и возможность их коммерциализации. Кроме того, учтены эрудированность автора в рассматриваемой области, дизайн представленного материала, его презентация, оформление использованной литературы, мастерство публичного выступления.
Во время заслушивания докладов участников, согласно программе конференции, разгоралось много споров и интересных дискуссий, определяющих направления, по которым авторам необходимо продолжать свои научно-исследовательские работы для получения более достоверных результатов.
По завершению работ секций и подведения общих результатов конференции, для участников была запланирована экскурсия на всесезонный горный курорт мирового уровня Amirsoy Resort, расположенный на территории площадью 900 гектаров в одном из красивейших и живописных мест столичной области, на отрогах Чаткальского хребта западной части Тянь-Шаньских гор, всего в 65 километрах от Ташкента. Горные пейзажи гости могли наблюдать с вершины курорта, до которой они добрались по канатной дороге. На высоте 2300 м над уровнем моря открывались панорамные виды на Большой Чимган (3309 м), Кумбель (2307 м), Джар (2937 м) и прилегающие хребты Угам-Чаткальского Государственного Природного Парка, долину реки Нурекатасай и окружающие ее горы.
После экскурсии по горным районам гостям предстояло отведать национальные блюда узбекской кухни в стилизованном под юрту ресторане и вернуться в Ташкент на комфортабельных автомобилях.
В рамках постконференционного тура была организована поездка в город Самарканд на высокоскоростном поезде Afrosiyob.
Самарканд встретил гостей со свойственным ему восточным гостеприимством. Самарканд – один из самых древних городов планеты, ровесник Рима и Афин. Ему более 2750 лет.
За свою многовековую историю этот легендарный город на Великом Шелковом пути пережил времена подъемов и упадков, подвергался разрушительным набегам иноземных завоевателей, возрождался заново, становясь еще краше. Торговые пути на Запад — к Персии, на Восток — к Китаю и на Юг — к Индии переплетались здесь и формировали перекрестки Шелкового пути.
На протяжении многих веков самаркандские мастера удивляли соседние народы своими ремеслами, умениями и творчеством. Самарканд называют бесценной сокровищницей культуры народов Центральной Азии. Здесь сохранились величайшие памятники средневекового зодчества – невероятной красоты архитектурные формы и росписи, и каждый из них заслуживает отдельного к себе внимания.
В рамках запланированной программы гости посетили Мавзолей Гур-Эмир, архитектурный ансамбль Регистан, обсерваторию Улугбека и другие достопримечательности города.
Мавзолей Гур-Эмир – величественный комплекс, построенный в начале XV века в юго-западной части Самарканда. Один из знаковых архитектурных ансамблей средневекового Востока состоял из ханака, медресе Мухаммад Султана – внука Амира Тимура и более поздней гробницы самого Амира Тимура и его потомков.
Медресе было небольшим с типичной дворовой композицией и предназначалось для обучения детей самаркандской знати. Напротив медресе располагалась ханака с центральным залом и кельями – худжрами. Оба здания были возведены по приказу Мухаммад Султана и должны были стать центром исламского образования. Но внезапная смерть Мухаммада в 1403 году привела к изменению предназначения комплекса.
После смерти Мухаммад Султана Амир Тимур был безутешен: он приказал временно поместить останки любимого внука в угловой зале медресе – дарсхане и немедленно приступить к строительству мавзолея, который бы замкнул ансамбль с юга.
Дворик комплекса был оформлен единой декоративной стеной, по углам расположились четыре минарета, а с севера его украсил великолепный входной портал с именем архитектора – Мухаммада ибн Махмуда Исфахани.
Однако Тамерлан не увидел завершенного мавзолея: он скончался зимой 1405 года. Строительство было завершено другим внуком Тамерлана – Улугбеком. И хотя, Амир Тимур уже приготовил для себя мавзолей в родном городе Шахрисабзе, именно Гур-Эмир стал его гробницей, а также местом захоронения его потомков. Здесь покоятся двое его сыновей – Шахрух и Мираншах, любимые внуки – Мухаммад Султан и Улугбек, а также духовный наставник Тимура – Мир Саид Барака.
В настоящее время в мавзолее Гур-Эмир гости могли увидеть надгробия, которыми отмечены места погребений. Надгробие Тимура, выполненное из цельного куска нефрита, располагается в центре усыпальницы. Сами же захоронения находятся внизу, в подвале мавзолея. Могилы расположены точно также, как и надгробия в зале наверху. Могилы Тимуридов вскрывались лишь один раз в 1941 году, с чем связана известная легенда.
Сам мавзолей представляет собой прекрасный образец средневекового зодческого мастерства. Гостей восхитила гармоничность его пропорций. Ребристый купол и стены склепа сплошь покрыты мозаикой из светло- и темно-голубых глазурированных кирпичей, позолотой и росписями. Рельефные розетки на куполе имитируют звездное небо. Интерьер дополняют ажурные решетки на окнах, мраморные и ониксовые панели, покрытые росписью, резьбой и инкрустированные полудрагоценными камнями.
Впоследствии Гур-Эмир послужил прототипом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и Тадж Махала в Агре, построенных потомками Тимура, которые правили в Северной Индии.
Сегодня мавзолей Гур-Эмир и входной портал восстановлены реставраторами, а о ханака и медресе, к сожалению, напоминают только руины.
Обсерватория Улугбека. История этой древней обсерватории и по совместительству одной из основных достопримечательностей Самарканда неразрывно связана с именем Мухамадда Тарагая, более известного как Улугбек (от «великий» — правитель и «бек — правитель») – внук Амира Тимура (он же Тамерлан).
До наших дней обсерватория полностью не сохранила своего первоначального вида. Согласно реконструкции, она имела цилиндрическую форму, в высоту достигала примерно 30 м, а в диаметре около 46. В ее богато и изыскано украшенных стенах был расположен огромный секстант радиусов 40,21 м, с помощью которого проводились измерения звездного неба. В подземной части обсерватории прибор отлично сохранился. В 1964 г. неподалеку от места расположения обсерватории был создан музей имени Улугбека, где можно увидеть фотографии раскопок и древние фрески, среди которых есть те, что изображают некоторые моменты жизненного пути Улугбека, а также отрывки из знаменитых «Астрономических таблиц», инструменты, найденные в обсерватории, и многое другое. В 2010 г. напротив музея был торжественно открыт памятник великому правителю.
Площадь Регистан состоит из трех монументальных медресе: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шер Дор (1619-1636 гг.) и медресе Тилля-Кори (1646-1660). Ансамбль из трех медресе является уникальным примером искусства градостроения. Попав на площадь Регистан, гости ощутили, насколько величественны постройки и масштабы пространства вокруг.
Самым первым медресе было возведено медресе Улугбека в 1417-1420 гг. правителем Тимуром. Наследие, которое оставил Улугбек, внук Тамерлана является образовательным. Многие умы того времени обучались в этом медресе. Легенда гласит, что правитель сам преподавал здесь астрономию, свою величайшую страсть в жизни, что отражено в великолепии небесно-голубых звезд 35 метрового портала медресе.
Второе медресе Шер Дор на площади Регистан было построено по приказу Узбекского губернатора Самарканда Шайбанида Ялангтушбий Баходура в промежутке между 1619 и 1636 годами. Его архитекторы постарались превзойти первое медресе в масштабности и великолепии. Длина фасада идентична, 51 метр от одного фасада до другого. Кажется, что каждый дюйм покрыт богато украшенными цветочными образцами и эпиграфами (надпись на здании). Над порталом расположена арка, на ней изображены две испуганных самки оленя, которых сквозь летящие стрелы и цветы, преследуют по пятам львы, давшие имя медресе – “Несущее льва”. Полосатые чудовища похожи на тигров и за их спинами восходит солнце с лучами и человеческим лицом посередине. Мощный лев-тигр это сам Эмир Ялангтушбий поглощающий своих соседей, как и солнце, излучающее свое сияние, или же зверь-солнце показывает приверженность доисламскому Зороастрийскому солнечному символизму. Легенда гласит, что отвечающий за постройку архитектор был казнен за свою ересь, но несмотря на это другие медресе 17 века были схоже украшены. Выбор цветов – синий, белый, желтый и зеленый – отражает влияние Бухары.
Медресе Тилля-Кори было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор. Чтобы оградить площадь и добавить ей привлекательной гармонии Эмир Ялангтушбий приказал своим архитекторам увеличить длину фасада третьего медресе до 75 метров, которое было построено в промежутке между 1646 и 1660 годами. Маленькие угловые башенки похожи на минареты, но мозаичное убранство расточительно богато – радостные солнечные символы и чередование цветочных мотивов похожи на цвета медресе Шер Дор. Его величественный интерьер выполнен в стиле кундал — золотой лист, и, следовательно, название Тилля-Кори означает “позолоченный.” Тилла Кари заявляет о своей религиозной направленности двумя ярусами комнат (келий) для послушников с резными решетками для вентиляции. Молитвенные галереи с куполами отражают оригинальность мусульманской отделки и демонстрируют яркость терракотовых изделий.
За мавзолеем расположен торговый купол Чорсу, который был сооружен еще в 15 веке. Он является прямым доказательством того, что Самарканд в свое время по праву считался торговым центром огромной империи. Сегодня в нём расположена галерея изобразительного искусства, где вы можете наблюдать работы узбекских художников и скульпторов.
В 2001 году ансамбль Регистан был по праву включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гости с большим интересом слушали гида, рассматривали величественные памятники истории Самарканда и делали фотографии на долгую память об Узбекистане, а именно о Самарканде.
По результатам конференции создана постоянно действующая международная рабочая группа в составе Рахимов Р.В. (Узбекистан), Мансуров Ю.Н. (Узбекистан), Рузметов Я.О. (Узбекистан), Бороненко Ю.П. (Россия), Третьяков А.В. (Россия), Вирковский В. (Беларусь), Бабаев Т.А. (Азербайджан), Туманишвили Г. (Грузия).